Согласно программе «Развитие транспортной системы», составленной на период с 2013 по 2020 гг, подготовленной Минтрансом по указу президента РФ, более половины бюджета этой программы – ок. 7 триллионов рублей – правительство планирует потратить на развитие грузоперевозок и улучшение транспортной системы РФ. 60% запланированных затрат профинансирует федеральный бюджет (в том числе и Федеральный дорожный фонд), остальные 40% средств поступят из внебюджетных источников. Большая часть этой суммы пойдет на улучшение и строительство автомобильных дорог.
Что касается других видов транспорта, то Министерство транспорта ограничится лишь уменьшением количества «узких мест» на железнодорожных и водных путях сообщения. При этом в планы Министерства транспорта не входит строительство новых высокоскоростных железнодорожных путей сообщения.
Средства будут выделяться постепенно, с последовательным ежегодным увеличением. Основные расходы, предусмотренные новой программой:
Следует отметить, что программой учитывается необходимость улучшения дорог в связи с такими событиями как Всемирная летняя универсиада (Казань, 2013), Олимпийские игры (Сочи, 2014), чемпионат мира по футболу (2018).
Программой предусмотрено выделение большей части средств на развитие автоперевозок по России: строительство новых автотрасс, а также реконструкцию уже существующих автодорог федерального, регионального и муниципального значения общей протяженностью около 10 тыс. км.
Планируется строительство новых железнодорожных линий протяженностью более 2,5 тыс. км, модернизация инфраструктуры, а также уменьшение доли участков с ограниченной пропускной способностью (т.н. «узких мест»). Кроме того, железнодорожные компании, которые понесли убытки в результате регулирования тарифов, могут рассчитывать на компенсацию.
Высокоскоростные магистрали в период с 2013 до 2020гг строить не будут. На данный период, согласно программе, запланирована подготовка к реализации этого проекта. Уже к 2030г. Минтранс обещает ввести в эксплуатацию около 35 тыс. км высокоскоростных магистралей и 9 тыс. км скоростных магистралей. Тем не менее, уже в ближайшем будущем Российские железные дороги планируют провести строительство ВСМ на участке Крюково – Новая Тверь – Логовежь за счет собственных средств.
Программой предусмотрено развитие и реконструкция узловых и региональных аэропортов (в частности, московских и петербургских). Следующим пунктом развития авиационных путей сообщения является выделение субсидий отечественным авиакомпаниям на приобретение более 470 новых самолетов.
Помимо строительства новых судов, планируется также увеличение мощности морских и речных портов, а также уменьшение «узких мест» (в европейской части страны).
Кроме повышения мобильности россиян, благодаря данной программе удастся решить ряд других вопросов, основные из которых – повышение уровня безопасности и надежности транспортной системы, а также снижение издержек на транспортировку сырья и готовой продукции.