В отрасли грузовых перевозок автотранспортом накопилось множество проблем. Руководитель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил решить их с помощью комплектации грузовиков радиочастотными или RIFD-метками. По его мнению, они позволят сократить количество нарушений грузового контроля. Радиочастотные метки дают возможность дистанционно отслеживать перемещение транспорта, идентифицировать его.
Инициатор внедрения RIFD-меток считает, что система контроля грузовых перевозок работает неэффективно. Она позволяет водителям грузовиков скрывать госномера, безнаказанно нарушать действующие правила. Это приводит к перегрузу дорожного полотна, ускоренному его разрушению.
Помимо установки радиочастотных меток на грузовики, Андрей Кутепов предлагает установить сроки смены украинских госномеров на российские. Он утверждает, что лично видел, как транспорт с номерами Украины нарушает правила перевозок и его нельзя привлечь к ответственности. Эта проблема особенно актуальная для южных регионов.
Кроме того, Андрей Кутепов предлагает разгрузить дороги путем переориентации зерновых перевозок на железную дорогу. Это нужно сделать на участках, где позволяет транспортная инфраструктура, логистика перевозок, пропускная способность железной дороги.
Представители транспортных компаний считают, что часто штрафы за нарушения режима грузовых перевозок часто необоснованны. К этому приводит несоблюдение правил установки датчиков, ненадлежащее состояние дорожного полотна.
Штрафы налагаются из-за нарушения допусков установки контролирующих устройств. Действующий норматив говорит о том, что толщина асфальта над ними должна быть 3 мм. При колейности больше допустимого значения требование не соблюдается. Из-за этого датчики работают неправильно.
К ошибкам приводят и природные явления. Порывы ветра раздувают тенты фуры, что контролирующими устройствами расценивается как нарушение. Водитель получает штраф из-за некорректной работы системы. Он должен его оплатить или оспорить в суде. Зафиксированы случаи, когда водители за несколько дней собирали до 6 млн. рублей штрафов.
Представители транспортных компаний инициировали круглые столы на платформе Госдумы, партий «Справедливая Россия», «Партии дела». В рамках этих мероприятий были озвучены актуальные проблемы в сфере контроля грузового режима.
Значимым недостатком системы перевозчики считают то, что за техническое состояние оборудования отвечают заинтересованные лица. Это компания, которая его поставляет и организация содержащая дорогу на балансе. «Росстандарт» не принимает в процессе никакого участия.
При этом ответы на официальные запросы относительно работы контролирующих комплексов подтвердили корректность замеров. Они подтверждены неоднократными испытаниями с грузами разных типов. Представители перевозчиков отмечают, что проверки проводились на новом дорожном полотне при правильной установке датчиков. Поэтому оборудование работало правильно.
Во время проведения круглых столов перевозчики рассказали о том, как сотрудники ГИБДД отправляют тягачи на штрафстоянку. Они останавливают грузовик для проведения технического осмотра, но проводят его без специального оборудования. Основание для отправки на спецстоянку может стать горящий индикатор неисправности на приборной панели. После оплаты штрафа водителю разрешают продолжить рейс.
Согласно регламенту, на штрафстоянках должны быть специалисты, которые устраняют неисправности, если они есть. Но это требование не выполняется. Перевозчики говорят, что оплата штрафа решает технические проблемы без участия сервисных бригад. Также они отмечают, что такая схема используется в отдельных регионах, но повсеместно.
Представители транспортных компаний предлагают узаконить практику выдачи предписаний на устранение обнаруженных неисправностей сотрудниками ГИБДД, когда проблема не критичная. После этого водитель продолжает рейс. Если поломка серьезная, угрожает безопасности движения, то тогда можно эвакуировать тягач на спецстоянку.
Получается, что чиновники видят проблему разрушения дорожного полотна в нарушении режима перевозки грузов, а транспортные компании возлагают ответственность на поставщиков оборудования, владельцев трасс. Кроме того, они озвучивают ряд проблем, которые нельзя решить с помощью радиочастотных меток.