Эксперты в сфере логистики, представители крупных российских перевозчиков утверждают, что до конца 2023 года для удовлетворения потребностей рынка нужно 25 тыс. тягачей. Цифра выведена на основе показателей закупок тягачей за последние 20 лет. При этом производственные мощности РФ позволят выпустить только 10 тыс. единиц транспорта такого класса.
Дефицит тягачей спровоцирован уходом с российского рынка крупнейших зарубежных производителей. Отечественная промышленность пока не способна обеспечить потребности транспортных компаний. Специалисты говорят, что нехватка тягачей к концу 2023 года достигнет 55%.
Дефицит транспорта усугубит проблему обновления автопарка. Пандемия, санкции, введенные Коллективным Западом, привели к образованию отложенного спроса. Это означает, что многие транспортные компании с 2020 года не обновляли парк. Текущая нехватка тягачей приведет к его дальнейшему устареванию, что снизит безопасность перевозок, повысит количество поломок во время рейсов.
Представители крупнейшего российского производителя тягачей КАМАЗ сообщили, что до конца 2023 года выпустят только 9 тыс. единиц такого транспорта. Еще 1 тыс. экземпляров соберут другие российские производители.
Эксперты в сфере логистики считают, что компенсировать дефицит тягачей необходимо за счет наращивания их импорта. Это же касается комплектующих для транспорта. Но специалисты полагают, что ставку нужно делать на наращивание российских производственных мощностей.
Статистика свидетельствует об активном наращивании импорта тягачей из Китая. В 2021 году было продано 200 единиц техники, а в 2022 году это количество выросло до 4800 единиц. При этом наращивание импорта тягачей из КНР тормозится из-за необходимости проходить сертификацию новым маркам, которые хотят войти на российский рынок. Процесс занимает до 4-х месяцев.
Также эксперты считают, что частично решить проблему можно за счет параллельного импорта. Использование такой схемы позволит ввозить тягачи марок, которые ушли с российского рынка из-за санкций. Но от пополнения, обновления парка таким транспортом отказываются многие перевозчики. Причина – высокая стоимость зарубежных тягачей. В 2022 году она выросла на 70%. Усугубляется проблема тем, что с 2021 года расходы транспортных компаний на обновление, содержание автомобильного парка динамично увеличиваются.
Тягачи российского производства также подорожали на 25%. В закупке они стоят около 9 млн. рублей, а дилеры их продают по 12 млн. рублей. В эту цену включается техническое обслуживание в сервисных центрах КАМАЗ. Работает сеть из 120 таких центров в разных регионах РФ.
Цена китайских тягачей находится в районе 9 млн. рублей. Но сервисная сеть пока не развита на достаточном уровне. Технические центры работают, в основном, в центральных регионах России.
В 2022 году цена новых тягачей выросла с 7,1 млн. рублей до 8,6 млн. рублей. Стоимость запчастей увеличилась на 20–50%, а техобслуживания на 30%. На фоне такого подорожания параллельный импорт не решает проблему дефицита транспорта, а усугубляет ее.
При этом эксперты говорят, что средний возраст тягачей, которые ездят по российским дорогам составляет 20 лет. Чтобы парк не устаревал и дальше, специалисты предлагают сократить срок сертификации китайских тягачей, сделать процедуру более прозрачной, ввести на 2 года нулевую пошлину на ввоз грузового транспорта, который соответствует экологическим стандартам Euro 5.
Предлагаемые специалистами меры позволят снизить нехватку магистральных тягачей, пока российские производители не нарастят мощности. Также они повысят безопасность, экологичность перевозок.