Литовские депутаты предложили ввести лимит топлива для грузовиков, которые въезжают в страну. Такая инициатива направлена на увеличение поступлений в бюджет. Но представители транспортных компаний, считают, что это решение приведет к серьезным проблемам, нанесет ущерб транспортной отрасли, не даст ожидаемого эффекта.
Нужно напомнить, что подобное ограничение уже действует в Польше. Литовские законодатели решили перенять опыт соседей, так как считают, что топливный лимит приносит бонусы. В самой Польше уже поступали предложения сократить максимальный объем топлива в баках с 600 до 200 литров.
Эксперты говорят, что ввод топливного лимита для грузовиков увеличит нагрузку на пограничные пункты пропуска. А они уже работают в режиме близком к предельному, так как грузовики проверяются на наличие товаров, которые находятся под санкциями. Проверка количества топлива будет занимать дополнительное время. Это приведет к увеличению очередей и простоя.
В таких условиях перевозчики будут искать более удобные маршруты, и Литва потеряет статус транзитной страны. Результат – сокращение поступлений в бюджет. Это произойдет на фоне экономической нестабильности в Европе и самой Литве.
Профильные специалисты отмечают, что инициатива литовских депутатов не проработана до мелочей. Остались неучтенными потенциальные риски, не просчитан ущерб, последствия ввода лимита в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Еще один минус потенциального нововведения – Литва небольшая страна и грузовикам от границы до границы нужно проехать всего 250 км. На это понадобится до 90 литров топлива. Это означает, что 600 (максимально разрешенное количество) литров хватит, чтобы проехать всю страну без дозаправки. Перевозчики не будут покупать топливо дороже, если его можно залить по более низкой цене в Польше или Калининградской области.
Специалисты утверждают, что увеличение времени прохождения приграничных пунктов, дороговизна топлива существенно сократит транспортные потоки. Но и это не все проблемы, связанные с инициативой литовских депутатов.
Инициаторы ограничения не представили детально проработанной схемы определения количества топлива в баках. Не учтена нагрузка на работников таможни. Отсутствует ясность в вопросе того, как будут рассматриваться нарушения. Нет понимания, как поступать с излишками топлива. Будут их изымать или облагать дополнительными налогами.
Представители транспортных компаний Литвы обеспокоены тем, что введение ограничений ударит не только по зарубежным перевозчикам, но и по ним. Они отмечают, что транспортная отрасль дает 13% ВВП. Это третья по доходности отрасль экономики страны и необдуманные действия могут нанести ей серьезный ущерб.
Ситуация осложняется тем, что транспортная отрасль Литвы переживает не лучшие времена. Страна активно поддерживает антироссийские санкции, что нарушило логистические цепочки. Еще одна проблема – кадровый голод. Литовским транспортным компаниям не хватает водителей, вспомогательного персонала.
Кроме того, перевозчики вынуждены платить большие штрафы за нарушение новых положений Пакета мобильности. Серьезной проблемой стало увеличение расходов на ремонт, обслуживание транспорта. Учитывая текущую ситуацию, введение топливных лимитов нанесет экономике Литвы серьезный ущерб, который не сопоставим с потенциальными преимуществами.