В конце мая российские законодатели направили на рассмотрение Правительству инициативу о запрете передвижения по территории РФ грузовиков с польскими номерами. Также депутаты предложили продавать их водителям топливо по ценам стран Евросоюза.
Руководитель Национальной ассоциации перевозчиков РФ одобрил эту инициативу, предложил распространить запрет на грузовики с номерами всех стран Евросоюза. Он считает, что это будет адекватный ответ на введенные санкции в отношении российских транспортных компаний.
Нужно напомнить, что для европейских перевозчиков на территории России действую менее жесткие ограничения. Им разрешено транспортировать 50 видов товаров без использования схемы перегрузки на пограничных пунктах пропуска.
Правительство РФ приняло решение о том, что недопустим простой фур, загруженных мясом, овощами, молочной, кондитерской продукцией, а также медикаментами. В перечень разрешенных для транзитных перевозок товаров вошли табачные изделия и алкогольные напитки. Представители российских транспортных компаний, что разрешение на доставку табака и алкоголя «пролоббировали» крупные производители этой продукции.
Руководство Национальной ассоциации перевозчиков РФ еще в апреле 2022 года направило письма президенту и правительству с предложением отменить послабления для европейских перевозчиков. Но серьезно рассматривать необходимость ввода ограничений для польских перевозчиков начали только сейчас. И это после того, как в течение 2022–2023 года польское правительство поощряло снос памятников советским воинам, продвигало русофобскую повестку.
Представители российских транспортных компаний говорят, что существовала негласная договоренность о том, что количество грузовиков заезжающих в Польшу и Россию должно быть одинаковым. Но сейчас российским фурам запретили пересекать границу, а польские грузовики продолжают доставлять товары в разные регионы РФ. При этом эксперты утверждают, что количество польских грузовиков на российских дорогах сократилось.
Также российские перевозчики отмечают, что в повседневной жизни у них не возникает конфликтов с европейскими водителями при встрече. Хотя иногда случаются неоднозначные ситуации.
Чтобы получить возможность работать на территории Евросоюза, некоторые российские и белорусские перевозчики регистрировали компании в Польше. Поэтому, в случае ведения запрета для перемещения по территории польских грузовиков, эти дочерни компании могут попасть под санкции.
Специалисты в сфере транспорта и логистики просчитали, что запрет перемещения для польских грузовиков по территории РФ принесет убытки на 8,5 млрд. евро. Ограничения создадут проблемы для двух тысяч транспортных компаний, в которых работает 20 тыс. водителей. Эксперты считают, что многие польские компании, которые работают на российском рынке, обанкротятся после введения ограничений.