Рост спроса на транспортировку грузов в РФ с начала 2023 года превысил 60%. Это привело к увеличению стоимости услуг на 38% за последние 12 месяцев и на 10% за последние 4 месяца. Такую тенденцию эксперты объясняют глобальными изменениями в сфере логистики, ускорением импортозамещения, адаптации производственных цепочек под новые экономические, юридические реалии.
Отраслевые ресурсы зафиксировали увеличение на 30% востребованности международных перевозок. При этом спрос на экспортную транспортировку грузов увеличился только на 3%. Количество заявок на перевозку грузов из Евросоюза резко сократилось. На этом фоне до 80% выросло число заявок из Белоруссии, до 85% из КНР и почти до 140% из Монголии.
Сократился объем экспортных перевозок в Европу, но вырос в азиатские страны. Наивысшие показатели у Казахстана, Узбекистана, Китая и Турции. При этом тарифы международных перевозок выросли незначительно. Это связано с санкционным давлением со стороны Коллективного Запада и не только.
Специалисты считают, что главная причинная существенного увеличения ставок на перевозки внутри России – дефицит водителей. По их оценке он достиг 26%. Перевозчики сообщают, что заработная плата водителей уходит – это около 30% от затрат. Представители компаний говорят о сложности найти водителя, который готов совершать дальние рейсы за зарплату в 200 тыс. рублей.
К повышению цен также привела нехватка четырехосных контейнерных площадок, полуприцепов объемом 110 кубических метров. Еще одна причина подорожания – перевод большей части транспортного парка компаний в новые регионы РФ, где заработная плата водителей еще выше. Актуальной остается проблема покупки запчастей, расходных материалов для ремонта, обслуживания техники. Она также способствует тому, что цены на перевозки внутри России растут.
Кроме того, эксперты указывают на стремительное старение парка грузовиков. По их подсчетам, каждый год нужно вводить в эксплуатацию от 20 до 25 тыс. единиц новой техники. Но из-за острой нехватки тягачей, которая спровоцирована уходом с российского рынка европейских марок, происходит «вымывание» парка компаний. Эта проблема уже остро стоит в Поволжье и на северо-западе России.
Специалисты прогнозирую рост стоимости перевозок еще на 15–20% до конца 2023 года. Его причиной станут не только перечисленные проблемы, но и повышение с начала августа утилизационного сбора. Это до 600 тыс. рублей повысит стоимость нового тягача.
Представители банковского сектора считают, что к 2030 году общий оборот рынка внутренних перевозок перевалит за 3 трлн. рублей. Это почти на 40% больше, чем в 2022 году. Такой прогноз по росту объемов банковские аналитики объясняют инфляцией, активным развитием электронной коммерции, ритейла. Также к увеличению финансового оборота автоперевозок, по их мнению, приведет ограниченная пропускная способность железнодорожных сетей.