Российские эксперты в сфере логистики утверждают, что Китай не заинтересован в работе по конвенции международных дорожных перевозок, хоть и является ее участником. Объясняется это тем, что у КНР есть законодательные положения, которые регулируют процедуру растаможки грузов. Согласно им, это происходит в местах пересечения границы – в морских портах, на пунктах пропуска. Поэтому МДП практически никто не пользуется при перевозке грузов из Китая в Россию.
Нужно отметить, что Китай стал участником МДП в 2018 году. И номинально использует положения конвенции для упрощения транзитных перевозок. В начале лета 2023 года был создан транспортный коридор между Китаем, Узбекистаном и Кыргызстаном для сокращения времени простоя грузовиков на пограничных пунктах. Но фактически действие «электронной очереди» позволяет быстро проходить таможню без использования книжек МДП. При этом в июне 2023 года еще один транспортный коридор в рамках конвенции начал работать между Китаем и Казахстаном.
Кроме того, для ввоза товаров на территорию РФ можно использовать лицензию таможенного перевозчика для быстрого оформления транзита. Если груз завозится в КНР, то его обработка сотрудниками китайской таможни занимает не больше 3-х часов. Грузы, которым нужно проходить дополнительный контроль, оформляются в течение суток.
Автомобильный транспорт используется для доставки товаров из Китая в страны Средней Азии и Россию. Специалисты говорят, что тягачами грузы не возятся в Европу из-за больших расстояний, низкой рентабельности.
Российские эксперты в сфере логистики отмечают, что китайские власти сосредоточены на развитии Шелкового пути. Перевозки в его рамках производятся, в основном, морским и железнодорожным транспортом, так как автомобильный не может удовлетворить потребности Китая. Все проекты этой страны ориентированы на гигантские масштабы и транспортная отрасль не исключение.
Представители российских транспортных компаний рассказывают, что использовать книжки МДП не всегда удобно. Причина – необходимость учитывать время на возврат транспорт после доставки груза и книжки МДП. Специалисты считают, что конвенцию целесообразно использовать при транспортировке скоропортящихся грузов, оборудования, которое погружено на несколько платформ, фур, но должно пересечь границу одним лотом.
Книжки МДП используют перевозчики, которые уже имеют опыт работы с ними. Зачастую это компании, которые занимались транспортировкой грузов из Европы. Им приходилось пересекать множество государственных границ. При транспортировке грузов из Китая в Россию это нужно делать всего 2–3 раза.
На оформление книжки МДП уходит 4 месяца. Поэтому с ними удобно работать тем перевозчикам, у которых есть стабильный объем перевозок, подходящий под концепцию МДП.