Эксперты фиксируют существенный рост расходов перевозчиков. К этому привело подорожание топлива, запчастей, грузовиков. Результатом стал рост тарифов на перевозки. При этом официальные данные об увеличении стоимости транспортировки грузов расходятся с реальными показателями.
Специалисты в сфере логистики сообщают о росте тарифов более чем на 25% и это только за последние 6 месяцев. Но клиенты транспортных компаний говорят, цены выросли до 70%, а в некоторых случаях и до 2-х раз. Заказчики услуг утверждают, что грузовик по 25 рублей за километр при транспортировке грузов до 2 тыс. км уже ней найти.
В 2023 году цена грузовика КАМАЗ выросла до 11 миллионов рублей в зависимости от комплектации. Стоимость китайского транспорта находится на таком же уровне. С начала августа вырос утилизационный сбор. Это привело к увеличению до 600 тыс. рублей стоимости грузовиков европейских производителей.
Стремительный рост цен на технику произошел на фоне ее дефицита. Транспортные компании, частники вынуждены ждать до 6 месяцев, чтобы купить новый тягач КАМАЗ. Грузовики китайских марок еще не завоевали доверие российских перевозчиков. У них вызывает опасение возможность возникновения проблем с закупкой запчастей, как это произошло с европейскими марками.
Увеличивает расходы перевозчиков и инфляция, которая в 2023 году достигла 12%. Это привело к удорожанию текущих расходов. Транспортные компании вынуждены повышать зарплату водителям из-за их острой нехватки. Их представители сообщают, что из-за нехватки кадров простаивает до 15% парка.
К повышению тарифов на перевозки привел и рост спроса на них. На фоне проблем в сфере логистики выросло промышленное производство. Поэтому предприятия, компании остро нуждаются в доставке сырья, готовой продукции гражданского, военного назначения.
Эксперты говорят, что дисбаланс между спросом и предложением также привело к увеличению транспортных тарифов. И этот фактор продолжит способствовать повышению стоимости перевозки грузов, пока не восстановится баланс спроса и предложения. А для этого транспортным компаниям нужно решить проблему с нехваткой тягачей и водителей, что может занять годы. Поэтому остановки роста тарифов ближайшее время, по мнению экспертов, ждать не стоит.
Частные перевозчики говорят, что цена транспортировки грузов зависит от нескольких факторов. Заказ среднетоннажных грузовиков подорожал несущественно. А вот по некоторым направлениям стоимость перевозки выросла до 1,5–2 раз. Это обусловлено тем, что найти груз для транспортировки при возвращении достаточно тяжело, что вынуждает ехать порожняком.
Такая ситуация сложилась при перевозке товаров в Санкт-Петербург. Закрытие контейнерных линий по европейским направлениям существенно осложнило поиск грузов при возвращении фур на базы в другие регионы.
По словам перевозчиков, стоимость транспортировки зависит от расстояния. Если оно меньше 1 тыс. км цена будет выше, так как транспортные компании ориентированы на средние и длинные расстояния. Также на тарифы влияет сезонная специфика, формирующая спрос на товары, технику.
С учетом данных транспортных компаний, экспертов в сфере логистики вероятность, что ценовая волатильность останется высокой в ближайшие годы. Для стабилизации тарифов, их отката нужно решить комплекс серьезных проблем, которые завязаны на макроэкономику. И сделать это без государственной поддержки у перевозчиков вряд ли получится.