Транспортные компании через профильную ассоциацию обратились за помощью к российскому правительству. Они просят ввести «транспортный демпфер» или финансовую компенсацию, которая позволит не повышать тарифы.
Нужно напомнить, что подорожание топлива, запчастей, дефицит тягачей и их дороговизна спровоцировали стремительный рост цен на доставку товаров. Это привело к увеличению стоимости продукции в розничной продаже. С целью решения данных проблем перевозчики и обратились за помощью к правительству. Но эксперты считают, что транспортные компании не получат финансовую поддержку от государства, так как она потребует выделения из бюджета 10 трлн. рублей.
Цена километра при перевозке товаров в 20-тонной фуре варьируется от 40 до 50 рублей. И, по словам экспертов, она продолжит расти из-за увеличения затрат транспортных компаний на зарплату водителям, так как проблема с кадрами не решена, ремонт, обслуживание грузовиков. Еще одна проблема – необходимость перехода на зимнее дизельное топливо, цена которого очень высока из-за дефицита.
Поэтому транспортным компаниям нужна государственная поддержка по примеру той, которую получают нефтяные компании с 2019 года. Для участников этого рынка компенсация рассчитывается по формуле:
Мировая цена на нефть минус экспортная пошлина и затраты на транспортировку. Полученная цифра умножается на специальный коэффициент. При этом учитывается цена на топливо, которую каждый год устанавливает Кабинет Министров.
Компенсация рассчитывается и выплачивается компаниям нефтяной отрасли, если мировые цены на топливо превышают стоимость, которую установил Кабинет Министров.
Специалисты использовали схему расчета компенсаций для нефтяников, чтобы посчитать, какая понадобится сумма для поддержки перевозчиков. С учетом того, что в России зарегистрировано около 800 тыс. тягачей, которые в среднем проходят 80 тыс. км и транспортными тарифами Евросоюза (в странах ЕС цена километра достигает 2,5 евро) получилось 10 трлн. рублей.
Текущие рыночные условия, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что тарифы на грузоперевозки продолжат расти. Такая ситуация сохранится, как минимум, до конца года. При этом государственную поддержку перевозчики вряд ли получат, так как бюджет в ближайшие годы будет дефицитным. Это косвенно подтверждает сокращение выплат по уже внедренной программе компенсаций для компаний, предприятий нефтяной отрасли. По официальной информации, выплаты сократятся вдвое до 50 млрд. рублей.
Некоторые эксперты считают, что решит проблему с ростом тарифов перевозчикам поможет закладка издержек в стоимость одного километра транспортировки грузов. Другие специалисты считают, что на вводе государственных компенсаций больше всего настаивают транспортные компании, которые не способны выполнить обязательства по долгосрочным контрактам. И решать такие проблемы за счет бюджета неправильно. По мнению экспертов, в случае банкротства таких перевозчиков их место быстро займут новые игроки.
Озвучиваются предложения об альтернативных способах поддержки перевозчиков, которые не создадут серьезную нагрузку на федеральный бюджет. Среди них снижение налогов, тарифов системы «Платон». Еще один вариант – выплата компенсации затрат на оплату проезда по платным дорогам. Но эти варианты поддержки пока не обсуждаются на официальном уровне.