Представители Минтранса РФ сообщили, что транспортные компании столкнулись со сложностями при получении виз для въезда на территорию КНР. Первая проблема – разрешительные документы оформляют только в приграничных с Китаем регионах, что затрудняет их оформление для перевозчиков из других субъектов Федерации. Это касается и консульств в Москве и Санкт-Петербурге.
Вторая проблема, с которой столкнулись российские перевозчики – ограничения перемещения по территории Китая. Фуры не пропускают к пунктам загрузки, которые находятся в глубине страны. При этом официальных оснований для таких ограничений нет. Сложившиеся проблемы попытались решить в рамках межведомственной профильной комиссии, которая занимается вопросами сотрудничества в транспортной сфере.
Представители Минтранса сообщили, что предложили упростить оформление виз путем внесения поправок в межправительственное соглашение, подписанное в 2013 году. По словам чиновников, изменения в документ находятся на завершающей стадии согласования с китайскими коллегами. Но проблема заключается в необходимости ратификации обновленного соглашения. Этот процесс занял год после подписания документа в 2013 году.
Если обновленное соглашение вступит в законную силу, то китайская сторона сможет выдавать многократные визы для всех перевозчиков. На текущий момент такие разрешительные документы могут получить только транспортные компании, которые осуществляют деятельность в приграничных регионах. При этом не удалось получить официальное подтверждение информации о согласовании изменений в межгосударственное соглашение от китайской стороны.
Представители российских транспортных компаний говорят, что проехать к складам, которые находятся в глубине территории Китая, проблематично. Помогают устранить эту сложность партнеры из КНР.
Эксперты считают, что такие ограничения связаны с дорожной системой фото и видеофиксации. В Китае она не распознает государственные номера российских, белорусских тягачей. Еще одна причина проблем с проездом вглубь страны – принятие решений на региональном уровне. Это означает, что местные власти могут вводить транспортные ограничения без согласования с Пекином.
Представители транспортных компаний отмечают, что каждый приграничный регион КНР формирует собственные списки товаров, которые можно беспрепятственно ввозить и вывозить. Специалисты в сфере логистики говорят, что устранять подобные сложности должны профильные ведомства РФ путем оперативного проведения переговоров с китайскими коллегами. Эту схему нужно внедрять, совершенствовать, так как правительство России делает ставку на расширение сотрудничества с Китаем, что неизбежно приведет к стремительному росту грузооборота.
Эксперты в сфере логистики также напоминают, что продолжает работать схема с перецепкой, перегрузкой фур на китайской границе. Ее начали использовать в период пандемийных ограничений и применяют после их отмены. Для многих перевозчиков она удобна, несмотря на увеличение срока доставки товаров до 3-х суток. Поэтому их не волнует проблема с проездом вглубь страны.
Специалисты говорят, что сложившиеся проблемы с транспортировкой грузов в Китай и из него пока не сильно осложняют ситуацию в сфере товарооборота. С начала 2023 года общий его объем составил 1,88 млн. тонн. Но эксперты считают, что сложности в сфере логистики нужно устранять на ранней стадии, не запускать их.