Владельцы транспортных компаний Казахстана обратились через СМИ к должностным лицам с просьбой разрешить ситуацию, которая сложилась на границе стран ЕС с Белоруссией. Следует напомнить, что Польша с начала 2023 года закрыла все пункты пропуска на границе с Белоруссией. Это вынудило перевозчиков въезжать в страны Евросоюза через Латвию и Литву. В результате на пунктах пропуска образовались очереди из нескольких сотен фур.
В числе тех, кто ожидает прохождение границы дальнобойщики из Казахстана. Они проводят в очередях 4–5 дней и столько же времени при выезде с территории Евросоюза. Владельцы казахстанских транспортных компаний говорят, что такой длительный простой увеличивает их расходы. Это приводит к подорожанию импортных товаров. Поэтому за ситуацию, сложившуюся на границе ЕС с Белоруссией, платят граждане Казахстана.
Такая проблема вынудила представителей транспортных компаний обратиться к чиновникам с просьбой принять участие в урегулировании сложившейся ситуации. МИД Казахстана переадресовал обращение в Министерство транспорта. Представители этого профильного ведомства сообщили, что скопление грузовиков на пограничных пунктах пропуска с Латвией и Литвой обусловлено неготовностью их обрабатывать большой поток транспорта. КПП не рассчитаны на такую нагрузку.
Кроме того, представители Министерства транспорта Казахстана сообщили, что провели встречу с белорусскими коллегами, и выяснили, что к скоплению грузовиков также приводит ужесточение досмотра фур литовскими и латвийскими таможенниками. При этом профильные ведомства Белоруссии не создают препятствий для пересечения фурами государственной границы.
Представители транспортных компаний сравнивают сложившуюся ситуацию с переводом движения с многополосного автобана на дорогу с одной полосой. Они говорят, что невозможно обеспечить быстрое прохождение интенсивного транспортного потока через узкое горлышко.
Чиновники обратили внимание на тот факт, что в очередях простаивают не только грузовики из Казахстана, но и из Туркмении, Узбекистана, Кыргызстана и даже Турции. К этому привело закрытие польских пунктов пропуска, что вынудило перевозчиков искать альтернативные пути проезда на территорию Евросоюза. В результате на границе с прибалтийскими странами собираются фуры из разных стран постсоветского пространства и не только. Например, на пункте пропуска «Каменный Лог» собралась очередь из 680 грузовиков.
Официальные лица сообщили, что знакомы с ситуацией, которая сложилась на границе с Еврозоной. Представители Министерства транспорта отметили, что занимаются решением проблемы, делают все возможное для облегчения ситуации. Они говорят, что проблема была предсказуема, так как очереди были и в относительно спокойные времена, когда не было жестких санкций.
Вместе с тем, чиновники утверждают, что транспортные компании закладывают имеющиеся риски в стоимость перевозки товаров. Этим они подтвердили слова перевозчиков о том, что больше всего от очередей на границе с Евросоюзом страдают покупатели, так как импортные товары дорожают.
Согласно официальной информации, на пунктах пропуска въезда на территорию Латвии, Литвы ожидает более 300 грузовиков из Казахстана. При этом нет данных о том, какие конкретно принимаются меры для разрешения сложившейся ситуации. Пока деятельность чиновников ограничивается отправкой запросов в МИД Латвии, Литвы, встречами с белорусскими таможенниками.