Представители профильной ассоциации Казахстана встревожены действиями Минтранса Казахстана. Их обеспокоенность вызвала отмена понижающего коэффициента в размере 0,2% при выдаче разрешений на осуществление международных перевозок, роспуск совместной рабочей группы.
Эти решения уровняли перевозчиков Казахстана с компаниями-релокантами из России и Белоруссии, которые зашли на рынок после введения санкций Коллективным Западом. Они зарегистрировались в стране, но головные офисы остались в российских и белорусских городах.
Но, по словам представителей профильной ассоциации Казахстана, конкурировать на равных с релокантами они не могут. Причина – большие автопарки, которые насчитывают по несколько тысяч единиц транспорта, состоят из новых тягачей. В Казахстане таких крупных компаний нет и большая часть автомобильного парка у них устаревшая.
При этом российские, белорусские компании не создают ремонтные базы, не открывают офисы, в отличие от местных перевозчиков. Представители местных компаний говорят, что они создают условия для работников в отличие от релокантов, которые перечисляют средства только для уплаты налогов и заработной платы водителям.
Кроме того, крупные российские, белорусские компании захватили до 75% рынка, освоили наиболее прибыльные направления – перевозку грузов в Европу и Китай. И это на фоне того, что казахстанские транспортные компании готовы были отдать коллегам из России и Белоруссии не больше 25% рынка.
Специалисты говорят, что принятые Минтрансом решения нанесут ущерб автомобильным перевозкам. По их подсчетам, только на севере страны пострадает до 7 тыс. перевозчиков. У многих из них тягачи находятся в лизинге или в кредите, поэтому в условиях равной конкуренции с крупными компаниями из России и Белоруссии они не выживут. Поэтому эксперты считают, что при отсутствии адекватных мер со стороны Минтранса перевозчики Казахстана столкнуться с серьезными проблемами.
Представители транспортных компаний страны сообщают о том, что для них создают сложности при пересечении российской границы. Товары заставляют разгружать, долго пересчитывают, просвещают специальными средствами. Это до 4-х раз увеличивает время доставки грузов. Кроме того, перевозчиков из Казахстана отправляют на определенные пункты пропуска, что приводит к образованию длинных очередей. Таких сложностей не возникает при прохождении границы у транспортных компаний из России и Белоруссии.
При этом представители транспортных компаний Казахстана сообщили, что не намерены отступать, отдавать рынок релокантам, так как от их работы зависит благосостояние тысяч семей. Члены профильной ассоциации считают действия Минтранса разрушительными для сферы автомобильных перевозок, которая только начала становиться на ноги.